TY - JOUR TI -

Успешность и неуспешность школьников: ожидания родителей, оценка учителей

T2 - Вопросы образования IS - Вопросы образования KW - мониторинги KW - эффективность школьного образования KW - профессиональная деятельность учителей KW - образовательные результаты школьников AB - Клячко Татьяна Львовна - доктор экономических наук, директор ЦЭНО РАНХиГС.Семионова Елена Александровна - кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник.Токарева Галина Световна - научный сотрудник.Центр экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» (РАНХиГС).  Адрес: 119571, Москва, пр-т Вернадского, 82.Представлены результаты проведенного Центром экономики непрерывного образования РАНХиГС в 2018 г. Мониторинга эффективности школы, в рамках которого состоялся социологический опрос учителей и родителей учащихся, а также руководителей общеобразовательных организаций разных типов поселений, дифференцированных по уровню социально-экономического развития, об успешности и неуспешности школьников в обучении. В ходе исследования проанализированы также официальные статистические данные.Безусловно признавая зависимость успеваемости учащихся от профессионализма преподавателя, учителя не менее важными причинами низких образовательных результатов школьников считают невнимание родителей к обучению их детей, воспитание ребенка в неблагополучной семье, проблемы со здоровьем, а также недостаточно ответственное отношение самих учащихся к учебе. Педагоги указывают на увеличение по мере взросления школьников, особенно к 8-9-му классу, доли детей, не способных в полной мере освоить школьную программу. В 10- 11-х классах показатели успеваемости повышаются, что может быть связано с уходом части учащихся из школы после окончания 9-го класса.Большинство родителей оценивают успеваемость своих детей в школе как хорошую или даже отличную. Вместе с тем родители, так же как и учителя, отмечают снижение образовательных результатов учащихся в основной школе. Семьи объясняют неуспешность детей отсутствием способностей к отдельным предметам, сложностью учебных программ, снижением интереса школьников к учебе. Лишь 9,3% родителей считают одним из факторов невысоких образовательных результатов качество профессиональной деятельности учителей. Чем ниже уровень доходов семьи, тем чаще родители отмечают низкую успеваемость своих детей в школе. Влияние уровня благосостояния семьи на успеваемость ребенка в школе может быть объяснено, в частности, возможностями родителей по организации дополнительных занятий, включая оплату услуг репетиторов. AU - Т. Л. Клячко AU - Е. А. Семионова AU - Г. С. Токарева UR - https://archive_vo.hse.ru/2019--4/323798985.html PY - 2019 SP - 71-92 VL -